ПЭТ-бутылки для вина: экзотика, фальсификация или новый тренд?
Как насчет Шато семилетней выдержки, продающегося в пластиковой бутылке? Еще несколько лет назад для винной отрасли это было бы не более чем эпатирующим жестом. Но с появлением новых
разработок в области упаковки и ужесточением борьбы за потребителя все больше западных и российских виноделов засматриваются на более дешевые и легкие пластиковые бутылки, чтобы иметь возможность
предложить подходящую цену каждой группе клиентов. Но может ли эта упаковка встать вровень с традиционным стеклом?
Как у любого нововведения, у нетрадиционной упаковки для вина есть свои ярко заметные плюсы и минусы. ПЭТ-бутылки весят гораздо меньше, чем стекло, неприхотливы в транспортировке.
Большую роль играет и столь важный вопрос переработки материала, и здесь упаковка из пластика опять-таки берет вверх над традиционной стеклянной. По данным одного из старейших французских
виноделов La Maison Joseph Mellot, начавшего выпускать белое вино в ПЭТ, использование пластиковых винных бутылок способствует уменьшению выбросов СО2 компании на 68%; а ПЭТ-бутылка для вина
Painted Turtle, разливаемого канадским винодельческим заводом Artisan Wine Company, год назад получила 2 приза в престижном конкурсе экологичной упаковки Sustainable Packaging Leadership
Awards.
Но при этом пластиковая тара не обладает столь высоким барьером, как стеклянная, да и присутствующие в ее составе химические элементы куда менее стойки к контакту с алкоголем, чем
стекло, поэтому срок годности вина в ПЭТ невелик: в зависимости от характеристик полимера и способа производства он может составить от трех месяцев до года. Эксперты в области виноделия уверяют,
что о возможном воздействии бутылки на вкус вина волноваться не стоит: если срок годности не прошел, никакой разницы во вкусе между одинаковым сортом вина в стекле и в пластике не будет. Вино
ведь не знает, в какие бутылки его разливают, — говорит В.Р. Тиш, педагог виноделия, ведущий блог На острие вина (Wine Skewer). — Его вкус одинаков, находится ли оно в бутылке из ПЭТ, или в
пластиковом гибком мешке внутри картонной коробки, или в стеклянной таре. Впрочем, у этой точки зрения есть и активные оппоненты, утверждающие, что ПЭТ-бутылка принижает статус благородного
напитка и разрушает саму культуру потребления вина, а срок годности, обязательный для указания на ПЭТ-таре, ставит вино в один ряд с куда более пролетарским алкоголем.
Споров и обсуждений много – а как обстоит дело на практике?
Западный рынок предлагает
После того, как рецессия накрыла Европу и США, повсеместно используемые стеклянные винные бутылки 0,75л начали испытывать жесткую конкуренцию со стороны резко набравшей популярность
пластиковой тары. До последнего времени ПЭТ использовался в основном для изготовления 187-миллилитровых винных бутылочек, предлагаемых на бортах самолетов и прилавках некоторых супермаркетов, но,
видимо, ценовая привлекательность этого материала поможет форсировать события.
Известная французская компания Boisset Family Estates заключила с сетью отелей Мariott контракт на поставку Мерло в литровых пластиковых бутылках, хотя еще месяц назад аналогичный
сорт вина был представлен только в стеклянной таре. Президент компании заметил, что больше половины вин, продаваемых на рынке Соединенных Штатов, расходятся по конечным потребителям меньше, чем
за месяц, и продаются по цене не больше $12 за бутылку, что делает расходы на транспортировку хрупких стеклянных бутылок морем и сушей все менее разумными. Заказчики тоже смотрят на перемены в
упаковке вина благосклонно. Стеклянная упаковка красива, но главные преимущества вина – это его вкус и качество, — считает представительница Mariott International Лори Гольдштейн. — Если его вкус
будет плох, никто его не купит, даже в упаковке класса премиум. Роберт Саймон, владелец маленького кафе AKA в калифорнийском винодельческом регионе Napa Valley, с этого месяца решил продавать
Каберне Совиньон в розлив в пластиковых бутылках. Виноделы Peralta будут продавать ему вино в литровых пластиковых бутылках по той же цене, что и в стеклянных объемом 0, 75 л. Прибыль налицо – и
к тому же не придется переживать, что бутылки могут разбиться! Мое решение основано на самом важном свойстве вина – вкусе, — рассказывает Саймон, — Покупателей интересует именно это, а не то, во
что вино разлито. Впрочем, сетовать на упаковку тоже не приходится: ныне существующие на Западе ПЭТ-бутылки для вин настолько хорошо повторяют формы привычных стеклянных, что отличить одну от
другой, не взяв в руки, практически невозможно.
EnVino, производитель пластиковых винных бутылок из Калифорнии, заявляет, что вес их упаковки составляет всего одну восьмую от веса стандартной стеклянной бутылки. Помимо этого,
новая тара занимает на 20% меньше места. Это дает производителям вина возможность экономить топливо, перевозя в своих грузовиках на 30% больше продукции. Пластиковая тара для вина будет
снабжаться специальной прослойкой, защищающей напиток от губительного воздействия кислорода. Но, конечно, барьер у новых бутылок все равно будет не тот, что у стеклянных, что и отразится на сроке
годности вина в сторону его уменьшения.
Пластиковые бутылки стоят дешевле, чем стеклянные – но все же не настолько, как хотелось бы виноделам: пока разница в цене той и другой тары исчисляется несколькими долларами. Тем не
менее, западный рынок ожидает падения цен на пластиковые бутылки, когда розлив вина в них увеличится. Пока твердых гарантий на успех продаж вина в инновационной таре нет: попытки одной из
калифорнийских сетей продавать вино в литровых пластиковых бутылках под своей маркой не увенчались успехом, хотя цена продукта составляла всего $ 5,99. Впрочем, доподлинно неизвестно, стала ли
причиной краха продаж именно непривычная покупателю упаковка. Несмотря на то, что винная отрасль довольно консервативна, пластиковые бутылки – не единственная перемена в упаковке: бутылки с
завинчивающейся крышкой, раньше ассоциировавшиеся только с дешевыми сладкими винами, начали использоваться и для марочных вин премиум-класса. Игроки рынка приспособили подобные бутылки под вина,
которые выпьют быстро, а не будут хранить в погребах годами. К тому же закручивающая крышка защищает от трихлоранизола — пробочной плесени, разрушающей бутылочное вино. Бутылки с закручивающейся
крышкой сейчас используются для розлива немецких рислингов, новозеландского совиньона и калифорнийских розовых и красных вин.
Российский рынок осторожничает
Нетрадиционная упаковка для вина развивается на нашем рынке достаточно активно: практически все винодельческие компании выпускают свои продукты в Bag-in-Box, тетрапак; не так давно
появились вина в lean pack. Что же касается ПЭТ-бутылок, то они занимают на рынке немалое, но весьма скромное положение: cорта разлитых в ПЭТ вин относятся к low-end сегменту, и цена за 0,75л
такого продукта не превышает 60р. ПЭТ-бутылку как конечную упаковку для вина, в основном, заказывают в регионах, — рассказывает коммерческий директор производственной компании BM-Service Вадим
Ястребов. Исключением из правила являются компании, продающие вина в розлив: для них обычная ПЭТ-бутылка – весьма удачный выход, ведь их потенциальные клиенты привыкли платить за содержимое, а не
за форму. Те же компании, которые хотят уйти от дешевого вида своего продукта, но при этом сохранить демократичную цену, используют гибрид картонной и ПЭТ-упаковки – Пэт Пак, привнесенный на
российский рынок молдавскими и болгарскими производителями и прижившийся в продуктовых линейках недорогих вин. Спрос на Пэт Пак подтверждают и производители упаковки. Мы производим ПЭТ-бутылки
для вина объемом 1 и 2 л уже три года. Самый большой спрос на емкости квадратной формы, подходящей для последующего изготовления Пэт Пак, — делится Вадим Ястребов. — Винные бутылки из ПЭТ
пользуются спросом, потому что это дешевая тара, форму которой всегда можно быстро и недорого поменять, если компания решит провести рестайлинг упаковки. Можно нанести любой логотип. Да и делать
матрицу для стекла и матрицу для ПЭТ – существенная разница! У нас есть клиенты из разных регионов России, и доставка ПЭТ-тары им даже просто более удобна. Везти пустые стеклянные бутылки,
например, в Якутию и на Дальний Восток – большой риск: происходит и бой тары, и разрывы бутылок от воздействия низких температур. А ПЭТ держит перепады температур очень хорошо.
Впрочем, несмотря на наличие отвоеванной доли рынка и явных преимуществ в цене, и Пэт Пак, и ПЭТ-бутылки воспринимаются крупными виноделами с большой долей скепсиса: компании скорее
уступают запросам клиентов, чем действительно возлагают на нестандартные упаковки большие надежды. Упаковка эта малоизученная в плане взаимодействия с такой агрессивной средой, как вино. —
рассказывает директор по маркетингу и продажам холдинга Gerrus Group Кирилл Бутко, — Кроме того, с эстетической точки зрения ПЭТ плохо гармонирует с вином, пусть даже и с недорогим. Я не говорю
про дорогие ПЭТ-бутылки, имитирующие стеклянную тару, которые пытаются делать на Западе. Там используют толстый, качественный, красивый ПЭТ-материал — и то успех не очевиден. На российском же
рынке львиная доля разливаемых в ПЭТ вин — это портвейны крайне сомнительного качества по невероятно низкой цене, основная часть которой приходится на акциз и только какие-то копейки — на сам
продукт. Это если говорить о чистой ПЭТ-бутылке, но и Пэт Пак недалеко ушел.
Упомянутые ПЭТ-бутылки нестандартной формы и особого способа изготовления, соответствующие всем требованиям и служащие не только упаковкой, но и фактором привлечения внимания к
продукту, на российском рынке тоже не находят применения. Мы разработали из ПЭТ бутылку, повторяющую форму и практически все качества стеклянной винной, по заказу одного из наших клиентов. Но на
этом все и закончилось: с тех пор – ни одной продажи! – сетует коммерческий директор компании Ска-Клин Сергей Сухоруков, — Периодически компании звонят, интересуются нашей бутылкой, но дальше
разговоров дело не заходит. При этом по всем другим видам ПЭТ-тары и преформ у нас уверенные активные продажи, на отсутствие клиентов пожаловаться не можем. А к бутылкам из ПЭТ для недешевого
вина наш рынок, видимо, еще не привык – ведь ни одна из известных винных марок не пользуется такой упаковкой. Но, думаю, здесь будет, как и с другими нововведениями: как только один из игроков
рынка разольет популярное вино в ПЭТ, все остальные тут же сделают то же самое. Так что форму для выдува нашей бутылки мы храним.
Что принес кризис
С наступлением кризиса преимущества ПЭТ-бутылок и остальных нетрадиционных видов упаковки стали более заметны и для российских производителей: они стали считать деньги, а также
потеряли немалое количество покупателей, прежде предпочитавших вина среднего ценового сегмента в традиционном стекле. Вина в нетрадиционных упаковках раскупаются быстро, оборот достаточно
высокий. Если суммировать объемы продаж по всем видам такой упаковки, то сейчас они превалируют над продажами вина в стекле, — рассказывает Кирилл Бутко. ПЭТ-бутылка в среднем на 40-50% дешевле
стеклянной – разница не мала. Если прибавить уменьшение расходов на доставку и возможный бой тары, получается весьма антикризисный вариант. С наступлением кризиса количество дешевой винной
упаковки только увеличилось. То же самое можно сказать и о других продуктах, для упаковки которых подходят ПЭТ-бутылки. Не совсем уверен, почему это происходит – но факт остается фактом: и у нас,
и у конкурентов резко выросло количество заказов именно на ПЭТ-бутылки, — прогнозирует Вадим Ястребов, — Я считаю, что доля нетрадиционной упаковки в винном сегменте будет и дальше только
увеличиваться. Традиции традициями, но когда наступает кризис, а выпить вина, пусть даже среднего качества, хочется все равно – потребитель будет покупать то, что дешевле. Это можно сравнить с
выбором страны-производителя напитка. Цена среднего французского вина 350 р. за 0,7л, а итальянского – 130 р. за 1л. А особенной разницы для обычного покупателя нет, он ее и не почувствует. То же
самое и с упаковкой: зачем платить больше?
Тем не менее, равное и тем более лидирующее положение ПЭТ-упаковки для вина над стеклянной вряд ли возможно даже при еще большем ухудшении экономических условий: опыты известных
иностранных брендов по выпуску своего вина в ПЭТ хорошего качества, оригинальной формы и дизайна пока являются не более чем экспериментом, а наш рынок до них даже не дошел. Впрочем, по прогнозам
Союза виноградарей и виноделов России (СВВР), сегмент нетрадиционной упаковки достигнет 40% в течение пяти-восьми лет, так что ситуация вполне может измениться.
Будет ли создан ПЭТ для вина?
Качество ПЭТ-бутылок для вина, возможно, вырастет в самое ближайшее время. В июле этого года один из крупнейших производителей полимеров Invista начал производство нового ПЭТФ с
повышенной кислородонепроницаемостью. Полимер, получивший название OxyClear, изготавливается с использованием высокоактивных очистителей, не содержащих азота и полиамида, которые могут повлиять
на барьерные свойства. В официальном заявлении Invista сказано, что новый полимер в пять раз прозрачнее ныне существующих. OxyClear также на 75% меньше подвержен пожелтению. Invista прогнозирует
для своей разработки хорошее будущее в области винной упаковки. Мы сделали несколько винных бутылок, наполнили их крайне чувствительным к воздействию химических элементов вином и представили их
на рассмотрение в Институт вина в Германии, и их испытательный стенд не отметил никаких изменений во вкусе вина в течение шести месяцев, — рассказывает коммерческий директор Invista Фрэнк Эмбс.
Это не первая разработка в области ПЭТФ для вина, но поточное сертифицированное производство винной ПЭТ-тары определенного состава пока так и не было налажено.
Источник: Unipack.Ru
Write a comment